Проектная деятельность
Если для обучающегося проект — это возможность воплотить свои идеи в жизнь, то для педагога важно вовлечь обучающегося в активный познавательный и творческий процесс.
Безусловно, знания, полученные в ходе проектной деятельности, должны быть актуальны для обучающегося.
Для учителей работа над проектом проходит следующие этапы:
1. Обсуждение и выявление проблем совместно с обучающимися
2. Подведение к постановке цели и задач
3. Организация обсуждения возможных вариантов финального продукта и способов его создания
4. Консультация учителя в процессе работы ученика над проектом
5. Организация обсуждений и внесение корректировок в проект
6. Организация презентации проекта
7. Анализ успехов и ошибок
Для учащихся работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:
-
Мотивация, формирование интереса
-
Целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения)
-
Планирование этапов проекта
-
Сбор данных, предварительная обработка материала
-
Выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала
-
Выполнение содержательной части проекта
-
Рефлексия
-
Оценка
-
Коррекция
Итак, с чего же начать? Конечно же с выбора и формулирования темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.
Далее учителю-руководителю проекта необходимо продумать возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками.
Самым лучшим приемом здесь может быть – мозговой штурм: составьте список направлений и придумайте в каждом из них по 4-6 тем, а далее уже следуйте интересам ребят. Давно замечено: школьники охотнее берутся за решение тех учебных проблем, которые они сами выдвинули, с большим желанием ищут ответы на те вопросы, которые они же и сформулировали.


На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуждение возможных методов создания продукта, поиск информации, выдвижение творческих решений. Затем следует самостоятельная работа участников проекта. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Затем наступает ответственный момент защиты проектов и оппонирования. Завершает работу коллективное обсуждение, экспертиза, получение результатов внешней оценки, делаются выводы.